Евангельская заповедь «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39), вызывает у христианина вопрос: «Любить себя, видя грязь своих грехов, сознавая в себе множество немощей, стыдясь “окровавленной ризы” страстей? Как с покаянным чувством совместить любовь к себе?» Не зная ответа на этот вопрос, человек не может правильно относиться к окружающим.
Конечно, в заповеди говорится не о самолюбии, угождении себе, самолюбовании и т. п. Это было бы призывом к саморазрушению в духовном смысле. Речь идёт о том, что любой человек желает себе добра, ищет милости, понимания. Вот это он и должен с готовностью дать окружающим его людям. При этом мы призваны любить ближних не за то, что они приносят нам пользу, а потому что каждый человек – это Божий образ.
Господь заповедует любить даже врагов (см. Мф. 5, 44). При этом мы не можем лгать себе и утверждать, что все люди добры. Ведь есть и такие, как Гитлер, Чикатило и другие, известные своими злодеяниями. У Булгакова Иешуа про всех говорил: «Он хороший человек». И это ошибка писателя в трактовке любви Божией. Злодей – не хороший человек, и Христос не закрывал глаза на зло, живущее в людях. Апостол Иоанн Богослов свидетельствует, что Христос «не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Ин. 2, 25).
Спаситель обличал в людях пороки, но не осуждал никого, оставляя каждому свободу выбора: прислушаться и исправиться или продолжать коснеть в своей страсти и ненавидеть Истину. Господь любит и злодея, но не за то, что он порабощён злом, и не за то, что он будто бы «хороший человек». Бог умирает на Кресте за него, поскольку и злодей – человек. А пока злодей живёт на земле, он может измениться, раскаяться и отказаться от зла, как благоразумный разбойник, казнённый вместе с Христом (см. Лк. 23, 40–43).
Что выберет досаждающий нам человек, нам не дано знать. На этом основана евангельская заповедь ни о ком не судить (Мф. 7, 1). Действительно, окружающие нас люди за свои пре-грешения подотчётны не нам, а Богу, который всем дал заповеди и силы на их исполнение. Господь и спрашивает с каждого человека, а не мы, даже если этот человек как-либо от нас зависит. Мы ведь не способны восставить его от греха. Только Христос может сделать это.
Кто-то возразит: люди, которые нам не нравятся, – не наше творение, а Божие. Пусть Господь их и любит. Разве нам не достаточно просто терпимо к ним относиться: не проявлять враждебности, чёрствости или презрения к человеку, который раздражает, делает что-то назло? Почему так важно именно любить? Ответ на этот вопрос заключён в другой евангельской заповеди – «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Христос призывает нас уподобляться Богу, который любит всех.
Желая понять, как обрести евангельскую любовь к людям, надо читать жития и поучения святых отцов и подвижников благочестия. Валаамский старец иеромонах Михаил (Питкевич) советовал своей духовной дочери просить у Бога одного только дара любви, ведь «любовь покрывает все» (1 Пет. 4, 8). Об умножении любви можно и нужно просить Христа, как просили Его апостолы.
Святитель Григорий Двоеслов, толкуя последние слова господина из притчи о талантах (Мф. 25, 29), писал, что «имеющий любовь получит и другие дарования. А не имеющий любви потеряет и то, что, как кажется, у него есть». Как согласны между собой святые отцы и подвижники веры, даже отделённые друг от друга столетиями! Старец Михаил говорит: «Не проси ничего, но проси любви», – а святитель Григорий словно подтверждает: «Имеющий любовь получит всё остальное, о чём и не просил». Ведь если человек имеет любовь к другим, то он будет действовать, исходя из любви.
В заключение беседы иеромонах Михаил напутствовал: «Когда враг хочет мелочами, досадами разгневать, похитить мир в сердце, скажи только: “Христос воскресе, Христос воскресе, Христос воскресе!” – Этих слов он боится больше всего, они его жгут, как огонь, и он убежит от тебя». Тем самым подвижник напомнил, что Христос совершил Свою жертву из любви к каждому человеку, даже к тому, кто сейчас вызывает у нас неприязненные чувства. И мы, как поёт Церковь в дни Пасхи Господней, должны прощать ненавидящих нас Воскресением Христовым.
Митрополит Калужский и Боровский
Климент (КАПАЛИН)
7 августа замечательному архипастырю, высокопреосвященнейшему митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту исполняется 70 лет. Владыка Климент принадлежит к старшему поколению русских архиереев. Его личный опыт очень богат, а масштаб деятельности переоценить трудно: духовное выживание в безбожные времена, окормление приходов Русской Церкви на американском континенте и личный вклад в воссоединение РПЦЗ с Матерью-Церковью, возрождение целого ряда старинных русских монастырей, десятков храмов и духовных школ, широкая научно-исследовательская работа и, наконец, руководство Издательским Советом Церкви. Мы поздравляем нашего дорогого владыку Климента со славным 70-летним юбилеем и желаем ему здравия, спасения и во всём благого поспешения на многая и благая лета!
Александр Николаевич КРУТОВ
Редколлегия «Русского Дома