Александр Крутов - Слово редактора - Без царя в голове

 

Весной позвонила сестра Люба из посёлка Умба, что на Белом море, и попросила прислать акафисты грузинскому святому Гавриилу (Ургебадзе; 26 августа 1929 года – 2 ноября 1995 года), Христа ради юродивому. Об этом святом я услышал впервые, и мне стало интересно, чем же привлёк жителей севера России этот грузинский святой?

 

«Люди говорят, что он очень помогает, а канонизирован преподобный Гавриил Грузинской Православной Церковью», – сказала сестра. Акафисты я послал, да и забыл об этом в суете дел. И когда в конце июня началась в Грузии очередная русофобская истерия, вспомнился этот святой. Купил в лавке «Русского Дома» книгу «Старец Гавриил: сердце, полное любви» и с интересом прочитал. 

Автор книги Малхаз Джинория – духовное чадо отца Гавриила. В книге приведены беседы и наставления преподобного, описаны чудеса, совершённые старцем при жизни и происходящие по сей день. Для того, чтобы донести Слово Божие, ему приходилось юродствовать.

Преподобный Гавриил многих спас от падения в бездну безбожия, греха и отчаяния, наставил на путь истинный. Он проповедовал на улицах и площадях Тбилиси во времена коммунистического безбожия и гонений на Церковь, призывал к покаянию даже на митингах, молился о Грузии и России...

Только за последние десятилетия Грузия пережила революцию, гражданскую войну, развязала войну с Южной Осетией. Я уж не говорю о многочисленных протестах и волнениях, которые периодически потрясают страну.

Во время самоубийственной войны в Грузии Гавриил говорил: «Долго будет грузинский народ расплачиваться за эту кровь! Очень долго будет пожинать последствия того, что сотворил. Это будет эпоха великой скорби в Грузии...»

Июньские события в Грузии только подтверждают его слова. Война за власть вылилась в попытку взять здание парламента штурмом. Полицейские применяли резиновые пули и слезоточивый газ. В результате столкновений пострадали 240 человек.

Поводом для начала уличных протестов стало заседание Межпарламентской ассамблеи Православия. На его открытии президент ассамблеи, депутат Госдумы Сергей Анатольевич Гаврилов, сел в кресло спикера грузинского парламента и говорил на русском языке. Всё это делалось согласно протоколу и по предложению грузинской стороны. Хочу заметить, что мне в своё время пришлось быть членом ассамблеи и я хорошо знаком с протоколом. Заседания ассамблеи каждый год проводятся в разных странах, и никогда и нигде не возникало проблем. Все действия заранее согласовываются с принимающей стороной. Здесь явно была хорошо разыгранная провокация. В итоге заседание прервали, а российская делегация покинула страну.

Меня совершенно не удивило, что и сторонники, и противники нынешней власти обвинили во всём Россию.

В 1801 году Россия присоединила Грузию по просьбе правителей последней. Они понимали, что зажатый между Турцией и Персией народ в противном случае будет обречён. В то время грузин оставалось всего 600 тысяч человек. Нация была на грани вымирания. Православная Россия спасла своих братьев по вере. Но буквально через несколько десятилетий грузинская элита начала разрабатывать планы восстания против Российской империи. В историю это событие вошло как заговор 1832 года. И с тех пор русофобия всегда жила в Грузии.

В советские времена Грузия была богатейшей советской республикой. И достаток, и зарплаты здесь были даже выше, чем в самой России. Из СССР она вышла процветающей республикой с пятимилионным населением, с развитой промышленностью, обширной инфраструктурой, которую развалили за годы «независимости». И всегда русофобия то затухала, то разгоралась.

Свой вклад в создание русофобской атмосферы в обществе вносили чиновники и «образованная» интеллигенция, видные грузинские деятели культуры и науки. В одном из своих интервью знаменитый режиссёр Отар Иоселиани говорил о «двух веках терпения и презрения» со стороны грузин по отношению к России. «Мира с Россией у нас никогда не будет!»

И в сегодняшних событиях истеричная русофобия выражалась с обеих сторон: и со стороны власти, и со стороны оппозиции, в словах и действиях. Не осталась в стороне и президент страны – «православная» Саломе Зурабишвили. Вместо того, чтобы принести свои извинения как принимающей стороны и христианки, она обвинила Россию в расколе грузинского общества, назвав РФ врагом и оккупантом.

Однако меня больше удивляет желание наших граждан любыми путями попасть на отдых в страну, которая унижает, оскорбляет русских и Россию. Неужели мы настолько перестали себя уважать, что для нас пожрать и попить подешевле и повкуснее – превыше национального достоинства?

Как всегда, молчит и грузинская диаспора в России. А ведь грузин в нашей стране более двухсот тысяч.

Я, конечно, не могу сказать, что русофобия стала массовой и все грузины испытывают чувство ненависти к России. Но сейчас это чувство используют политики, чтобы объяснить все проблемы или чтобы прийти к власти. Именно на ненависти они пытаются объединить и сплотить народ. И в то же время ненависть сочетается с экономической зависимостью от России: грузины продают «оккупантам» вино, принимают наших туристов, обслуживают их, берут наши деньги, сами зарабатывают рубли в России. И всё это – не переставая ненавидеть «русских оккупантов». Вот и получается, что России обойтись без Грузии гораздо легче, чем Грузии без России.

Сменяют друг друга у кормила власти политические силы, а друг от друга они отличаются только накалом антирусских настроений. В то время как жизнь в Грузии становится всё ожесточённее. 

Старец Гавриил неустанно молил Бога о попавшем в беду грузинском народе, молился, чтобы Господь укрепил обессилевших от грехов Своей благодатью. Если грузинам так не везёт с президентами, то, может, стоит прислушаться к словам своего земляка преподобного Гавриила: «У царя особая благодать... Плохой царь лучше хорошего президента. Главное, чтобы благодать Божия пребывала с народом. Пока у Грузии не будет царя, спасения нет».

Каждый грех удаляет нас от благодати Божией, особенно грех ненависти, по делам нашим воздастся нам и за добро, и за зло.

Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", № 8, 2019г.