Классик нашего времени

Архив: 

14 марта 2015 г.
10 лет назад
 ОТОШЁЛ КО ГОСПОДУ
Валентин
Григорьевич
РАСПУТИН

 

«Родина больше нас.
 Сильней нас. Добрей нас.
Сегодня её судьба вручена нам –
будем же её достойны».
Валентин Григорьевич
Распутин

«Если говорить о надеждах, возлагаемых по прежним понятиям на народ, – считал Валентин Григорьевич Распутин, – то надежда прежде всего на верующих. Это, я думаю, сейчас сердцевина, из которой в нравственной, духовной и тысячелетней ипостаси может очнуться народ».
«…Нельзя представить Родину без Троице-Сергиевой Лавры, Оптиной пустыни, Валаама, без поля Куликова и Бородинского поля, без многочисленных полей Великой Отечественной.
…Только Православие может привести нас к благоденствию и полной непобедимости… Русская Православная Церковь растит духовное богатство народа, и крепнет духовная сила, от которой явится исцеление и русского народа, и России. Мы снова впитываем в себя, как наши предки, национальные святыни. Идёт – пока ещё не массовая – национальная самомобилизация…
Народ проявляет мудрость: занимается самосохранением, отторгая чуждую иноземную псевдокультуру, держит оборону, готовится к бою за государственное и национальное достоинство…»
Валентин Григорьевич Распутин, творчество которого любимо читателями нескольких поколений Советского Союза, современной России, – больше, чем писатель. Он – камертон совести!
Оставался таковым и на трибуне съезда народных депутатов, и в кулуарах Кремля после получения Государственной премии.
«Вот на Западе примеры, давайте мы будем следовать этим примерам – ни в коем случае! – считал Валентин Григорьевич. – Если Россия потеряет своё, никакие западные примеры не получатся».
Его герои по-прежнему с нами. Распутин ни разу не изменил главным для себя темам – нравственности и человеческих взаимоотношений. Будь то воспоминания детства в «Уроках французского», испытания войной в «Живи и помни», горечь расставания с родной деревней и своими корнями в «Прощании с Матёрой»…
Почти все его книги, некоторые из которых входят в школьную программу, посвящены родной Сибири, где 15 марта 1937 года в посёлке Усть-Уда, что на берегу Ангары, в трёхстах километрах от Иркутска, родился будущий мастер русской словесности. Его детство прошло в этих же местах, в деревне с красивым, напевным именем Аталанка.
 «Самое важное, – вспоминал писатель, – что я имел всё-таки смелость и ум родиться в глухой Сибири... В деревне, где всё ещё присутствовало – язык, и старые обычаи, и традиции, и люди, как говорится, прежней ещё формации...».
Распутин – непревзойдённый мастер жанра, который принято называть деревенской прозой. Валентина Григорьевича и его коллег – Астафьева, Абрамова, Шукшина, Белова, Крупина – критики назвали «писателями-деревенщиками».
Как личную боль они воспринимали исчезновение деревни и исконно русского мира.
Валентин Распутин создал в своих рассказах и повестях – «Василий и Василиса», «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Пожар» – картину эпохи, дав второе дыхание русской реалистической прозе. С годами в его прозе всё отчётливее и заметнее становился отблеск христианского взгляда на людей и мир.
Первый рассказ Распутина, сразу ставший известным: «Уроки французского» (1973) – о военном детстве, голодном мальчике, который живёт один в чужом городке, куда приехал учиться. По рассказу в 1978 году режиссёр Евгений Ташков снял прекрасный фильм. «...За прототипом, – вспоминал Валентин Григорьевич, – далеко не надо было ходить.
Этим мальчишкой был я.
<…> Я, деревенский парень, изучаю французский язык... Это поднимало меня на неимоверную высоту. В XIX веке только дворяне могли говорить по-французски, а тут я изучаю... Особенность какаято... Может, это и подвигло меня к тому, что я стал писать понемногу».
В 1977-м за повесть «Живи и помни» Распутин получил Государственную премию СССР. Валентину Григорьевичу исполнилось только 40. И по тем временам он был едва ли не самый молодой писатель-лауреат.
Громкую славу как одна из вершин деревенской прозы пережила повесть «Прощание с Матёрой» – пронзительный рассказ о судьбе островной сибирской деревни, во имя технологического прогресса после разлива Братского
моря ушедшей под воду вместе с вековыми домами, местным кладбищем.
«Свет пополам переломился», – выражает основную мысль повести главная героиня – неуступчивая старуха Дарья Васильевна Пинигина. Она своеобразный «идеолог» матёринского мира, защитник его ценностей. Это самое знаменитое произведение Распутина, за которое писатель в 1987 году во второй раз получил Государственную премию СССР.
В 1980-е, выбрав путь гражданского служения обществу, Распутин включился в борьбу за чистоту Байкала – стал духовным лидером сибирских экологов, инициатором кампании за спасение озера от стоков Байкальского целлюлознобумажного комбината. Активно выступал писатель и против проекта поворота северных и сибирских рек, который был отменён в июле 1987-го.
В 1980 году, когда уже у многих мыслящих людей было предчувствие беды, Распутин принял Православие, крестился.
«…Он принял Крещение в Сергиевом подворье в Ельце, – пишет журналист Татьяна Якутина. – Крещение совершил архимандрит Исаакий (Виноградов), один из насельников Троице-Сергиевой Лавры. Крестным отцом новокрещаемого стал иеромонах Нектарий.
<…> К Крещению, как мне кажется, он готовился всю свою сознательную жизнь. Ещё в молодые годы его часто тянуло в старейший в Иркутске Знаменский монастырь, где находилось епархиальное управление и покои владыки
Вениамина (Новицкого). Неоднократно там бывал вместе с Александром Вампиловым и Вячеславом Шугаевым».
После развала нашего великого государства – Советского Союза – Распутин активно участвовал в работе Всемирного русского народного собора, заседания которого уже многие годы ежегодно проходят под руководством Святейшего Патриарха Кирилла (ещё когда он был митрополитом Смоленским, председателем ОВЦС Русской Православной Церкви).
В 1992-м, за 30 лет до СВО, освобождения наших исторических земель от неонацистов, Валентин Григорьевич пророчески писал, понимая, к чему всё идёт, словно предвидел нынешний братоубийственный ад на Украине: «Российские славяне – это один народ, народ русский, разлученный историческими обстоятельствами в старые времена на три части и в разлуке наживший различия, давшие основания называться Малой, Белой и Великой Русью…
“Москали”, “москальство” – кривитесь вы вслед нам, как врагам своим.
Нам не впервой слышать такое. Разве далеко обращаться за памятью о Киевской Руси, откуда разошлись мы на три стороны с одним и тем же лицом и языком, и разве только с возвращения от Литвы и Польши начинается ваша
народность? Разве не такова степень сходства и сродства между нами, что дальше некуда, и ненавистный вам теперь “москаль” – часть ваша, хотите или не хотите вы это признать…
Ваши предки, претерпевшие за русскость и сохранившие её, при возвращении на родину шли не за выгодой, а для исполнения общих наших обетов. Когда не твёрдость их и не верность Руси, быть вам сегодня диалектами польскими и австрийскими».
Распутин был невероятно требовательным к себе – редкое сейчас качество. «Жизнь дана человеку для того, чтобы испытать его, ведь за жизнь можно сделать очень много. А смерть – для того, чтобы ты ценил время», – писал Распутин. Но самое главное, считал писатель, говоря словами одного из своих героев – совесть «истончается в людях».
По мнению Валентина Распутина, язык русский и национальная культура не могут существовать раздельно от русской земли. Нужно обязательно находиться на своей Родине, разделяя её тяготы, жить её чаяниями, прорастать
вместе с памятью пращуров на Отчизне... Заботиться о земле, возделывать её, разговаривать с ней, касаться её руками. Тогда, как он выразился, земля «начинает работать», передавать свою энергию народу, который населяет её, помогает своему народу, делает его добрее и целостнее.
Дочь Валентина Григорьевича, Мария Распутина (1971–2006), музыковед, органист, преподаватель Московской консерватории, погибла в авиакатастрофе 9 июля 2006 года в Иркутске. А в 2012 году скончалась супруга Светлана Ивановна Распутина, дочь писателя Ивана Молчанова-Сибирского. После этих горьких утрат Валентин Григорьевич замкнулся. В последние годы жизни избегал прессы. Однако в 2014 году он одобрительно высказывался о возвращении Крыма в состав России. Валентин Распутин, как и прежде, отогревался душой только в Сибири, в Иркутске, на родной Ангаре…
Умер Валентин Григорьевич 14 марта 2015 года, не дожив до своего дня рождения несколько часов. Но фактически – в свой день рождения, так как на его родине из-за разницы часовых поясов уже наступило 15 марта. Его духовник, настоятель Владимирского храма Иркутска протоиерей Алексей Середин, был рядом с ним в последние дни жизни. По словам отца Алексея, Валентин Григорьевич был истинным христианином. «О нём невозможно говорить, хочется больше молчать, – отмечает отец Алексей. – Валентин Григорьевич сделал много доброго и светлого. Одно из таких дел: строительство Богоявленского храма на его малой родине – в Усть-Уде. В
возведении церкви он помогал прежде всего финансово, сам жертвовал иконы для неё. Мы с ним часто ездили в Аталанку, на его малую родину, он всегда болел душой за неё, понимал, что возврата к прошлому нет».
19 марта 2015 года тело Валентина Григорьевича Распутина было предано земле в Знаменском женском монастыре в Иркутске, одной из старейших обителей его родной Сибири.
«Как бы ни была печальна и трагична эта утрата, это прощание с человеком, писателем, есть ощущение радости в том, что он так много сделал для русской литературы и России. И то ощущение радости перекрывает горечь прощания.
Какое огромное количество книг, прозы, статей им написано! Валентин Распутин – ведущий русский писатель конца XX – начала XXI века… В его работах всегда сквозила уверенность в том, что такая страна и такой народ всегда будут безсмертны. Его главный завет – любовь к России, забота о ней и работа во имя России...» – так отозвался тогда на кончину друга и соратника Владимир Николаевич Крупин, друживший с Распутиным
43 года и провожавший его в последний путь в Иркутск.

Николай Алексеевич ГОЛОВКИН