Душа с нами навечно

Архив: 

Из проповедей протоиерея
Дмитрия Смирнова

Любое тело, самое спортивное, всё равно умрёт, и его съедят черви. Любое платье будет изношено. А вот душа с нами навечно.
Если она у нас обледенелая, каменная, то с этой душой и пойдёшь на то, что называется Страшным судом. Никто человека ни за что не наказывает. Каждый человек сам устраивает свою жизнь. Все инструкции поданы, сотни тысяч людей прошли этим путём и достигли при жизни Царствия Небесного. Ничего нам не мешает при жизни достигнуть Царствия Небесного. Первым из людей достиг Царствия Небесного разбойник.
Это нам дано в утешение. И один час провися на кресте, можно достигнуть Царствия Небесного. А всю жизнь не есть сосиски постом – этого совершенно недостаточно. С этого только надо начинать, а уж заканчивать серьёзными, взрослыми вещами, касающимися и жизни твоей, и твоей смерти, которая есть переход в вечность. Спаси всех Господи!
Сколько бы мы тело ни молодили, а натуры своей за ним не скроешь. Пред Богом так или иначе душа наша предстанет во всей красе греха, всем будет видно состояние души. Тело лишь костюмчик души. О душе должна быть главная забота.

* * *

Жизнь сейчас такая тяжёлая, и сохранить веру и благочестие очень трудно. И Господь это знает.
Поэтому пытающиеся из последних сил угодить Богу превзойдут многих великих святых древности. Но для этого нужно хоть что-то делать – то малое, на что ты способен. Господь не требует от тебя, чтобы ты не ел, не пил, не спал, всё имение нищим раздавал. Делай то, что ты должен: если ты жена, будь нормальной женой; если ты отец, будь нормальным отцом; если ты сын, будь нормальным сыном. Если работаешь на работе, будь нормальным работником, не надо очень хорошим, просто нормальным: не воруй, не хами начальнику, будь добросовестен – и уже будешь величайшей славой на небесах обладать. По нашим временам на фоне полного оскудения духовного это уже будет прекрасно, это будет уже великий сапфир, драгоценность.
Господь ждёт от нас усилий и стараний по силам. Он не требует невозможного и во всём готов помочь нам. Он готов восполнить и силы наши на те дела, которые Ему угодны по вере нашей.

* * *

Любя Христа, мы должны меняться.
На словах мы вроде неплохо относимся ко Христу, нельзя сказать, что мы Его ненавидим, но получается так, что наша жизнь является постоянным поруганием Христа, мы как бы издеваемся над Богом.
Мы носим крест, ходим в храм, дом наш украшаем иконами, мы молимся, прикладываемся, дерзаем даже крест целовать в знак того, что, дескать, Господи, мы Тебя любим. Но, выйдя за порог храма, а некоторые даже в храме, тут же от Христа отрекаемся, тут же Ему ругаемся, тут же Его поносим, на деле доказывая, что слова Христовы для нас пустой звук.
Пустой звук то, что Христос за нас распят; пустой звук то, чему Он учил. Господь прожил страшно тяжёлую жизнь, Господь пытался научить нас истине, а мы упорно, нагло этому противодействуем, хотим откупиться какими-то лицемерными внешними жестами, то есть обманываем. Но обмануть можно кого угодно, только не Бога, потому что Он смотрит на самое сердце наше.
А сердце наше жестокое, и это жестокосердие мешает нам веровать, веровать истинно, по-христиански, так, как веровали святые. То есть получается, наша вера – это вера бесовская, ненастоящая.
И пусть никто из нас не обольщается тем, что он верует в бытие Божие. В этом нет никакой заслуги, потому что только купленный человек или человек, совершенно превратившийся в животное, может сказать, что никакого Бога нет.
Присутствие Бога очевидно, и Воскресение Христа – научно доказанный факт. Но это никого не удивляет и никого не приводит в трепет и в ужас. Мы и так, собственно, знаем, что Христос воскрес, но всё равно жизнь свою ведём вне зависимости от этого. Выходит, что, воскрес Он или не воскрес, на нас никак не отражается, мы продолжаем жить в грехе.

* * *

Очень важно, чтобы наша вера не ограничилась лишь внешними действиями, но, чтобы мы могли делать угодное Богу, избегая грехов, стараться жить в мире с ближними, уметь прощать, каяться и любить.

* * *

И от того, что жизнь наша управляется не Богом, а дьяволом, происходит всякая беда.
И хотя пишем-то мы в записке «раба Божия», а мы совсем уже не рабы Божии, мы рабы дьявола, оказывается. Это он через наши желания нашу жизнь устраивает так, как ему хочется: хочу – людей соединю, хочу – их разведу; хочу – она родит, а хочу – она ребёнка прибьёт или в роддоме его оставит. Вот что он, дьявол, хочет, то он с нами и делает. А мы как рабы: куда нас ткнут, то мы и делаем, и даже не сопротивляемся, потому что живём не по уму, живём не по Евангелию, не по закону Божию, а по своему «хочу». Вот меня кто-то толкнул, меня кто-то задел, мне кто-то плохое сделал – что я хочу? Я хочу отомстить – и сразу мщу, хотя закон Божий говорит: «Мне отмщение, Аз воздам», и апостол Павел говорит: никому не воздавайте злом за зло. А мы не только злом за зло воздаём, но даже тем, кто делает нам добро, и им зло творим, не помним добра. Нет бы, чтобы немножечко подумать: а хорошо ли это? а по совести ли это? а по-Божьи ли это?

* * *

Когда мы творим не угодное Богу, а дьяволу, тогда и попадаем под влияние его. Поэтому очень важно стремиться жить по воле Божией, творить угодное Богу, воздерживаясь от греха.