Галерея «Русского Дома» представляет Александра Леонидовича Мухина-Чебоксарского – заслуженного художника Чувашской Республики, члена Союза художников России, академика РАЕН, почётного деятеля искусств России. У Мухина-Чебоксарского, единственного в своём роде художника, мастера акварельной миниатюры, много работ, к которым применимо определение «уникальные».
Самый маленький портрет «Студентка Катя Сидорова» (0,5 х 0,5 см) позволил ему стать рекордсменом в номинации «Рекорды художников России». Портрет нужно рассматривать с лупой – этот предмет всегда присутствует на выставках художника.
Миниатюры, филигранно выполненные в технике классической акварели: «Смородина» (5 х 9); «Орехи и боярышник», (3,7 х 5); виртуозно выписанная тромплёй-«обманка» «Монеты и капля» (3,7 х 5); тончайшей работы автопортрет «Мухин "под мухой"» (3,9 х 3) и «Девушка с жемчужинками» (5 х 4,2), лирические пейзажи «Зимний вечер» (3,3 х 4,2) и «Едома летом» (4,7 х 6) – лишь небольшая часть работ Мухина-Чебоксарского.
Многие миниатюры пишутся 4-5 месяцев, «не дыша», кисточкой с одним волоском, 100 точек на 1 кв. мм: труд невероятной сложности и мастерства.
Среди портретов-миниатюр Мухина-Чебоксарского – члены его семьи и знаменитые земляки: герой гражданской войны Василий Чапаев (11 х 8), чемпионка мира в спортивной ходьбе Олимпиада Иванова (8 х 6,5). Миниатюра «Мой отец – фронтовой разведчик» (6,5 х 5,5) создавалась на пергаменте в течение четырёх месяцев.
Александр Леонидович, получивший художественное образование на факультете графики Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова, как никто, знает историю акварельной
миниатюры.
Как самостоятельный вид искусства она появилась в России на рубеже XVII–XVIII столетий, а самый пышный расцвет пришёлся на начало XIX в. Поначалу миниатюра была в основном портретной: её носили на груди как брошь, вставляли в браслеты, кольца, переплёты книг. Существовал отдельный вид миниатюрного портрета с изображением государя, дававшийся в знак особой милости и как награда. И только позже, с развитием пейзажной живописи миниатюра стала расцветать городскими и сельскими «видами».
Мухин-Чебоксарский пробовал себя во всех видах миниатюрного дела: работал по эмали, кости, писал на пергаменте, но основной блок работ сделан акварелью на бумаге.
В 2018 году Александр Леонидович получил почётный титул «кавалера Ордена Василия Зуева» – знаменитого русского миниатюриста, одного из виднейших художников ювелирной фирмы Фаберже. Это далеко не единственное звание художника, но особенно ценное причастием к традициям высокого времени русского искусства.
Уже более десяти лет Александр Леонидович является доцентом Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Как наставник выпустил в свет много высокопрофессиональных художников, некоторые из них стали победителями российских конкурсов аквалеристов.
История искусств сохранила рассказ о том, как на виноград, изображённый кистью древнегреческого художника Зевксиса, слетались птицы, стремясь клюнуть гроздья. Ровно то же происходило с акварелями Александра Леонидовича.
Однажды посетительница выставки московского ЦДХ тщетно пыталась отогнать муху с автопортрета художника «Мухин "под мухой"». Затем раздосадованная дама подошла к автору с претензией: зачем под стекло поместили мёртвое насекомое.
Знала бы любительница живописи, что подпись Мухина вписана в глаз мухи! Только лупа убедила её в искусстве художникаминиатюриста.
На миниатюре «Зимний вечер» (3,3 х 4,2 см) не всякий заметит мужичка в полной зимней амуниции размером 1 мм – здесь нужно уже 300-процентное увеличение. Курьёзы случаются и в интернете: обманка «Монеты и капля» обманула-таки придирчивого пользователя, бившегося об заклад, что это искусная фотография. Попадают впросак не только зрители: приятель-художник не поверил, что свой автопортрет (1,4 х 1,4 см) Александр Леонидович написал, не пользуясь лупой. И лишь следующая работа, в три раза меньшего размера, написанная уже с лупой, подтвердила уникальные способности товарища по цеху.
Акварельные миниатюры, покоряющие волшебным мастерством чувашского Левши, хранятся в музейных и частных коллекциях, составляя особый пласт русского искусства.
Елена Александровна
КАЗЁННОВА
