Подполковник медицинской службы в отставке Александр Бодров служил военным врачом на Камчатке на атомных подводных лодках. В августе 2005 года участвовал в спасении российского экипажа подводного аппарата АС-28 «Приз». По моей просьбе Александр Николаевич рассказал для читателей журнала о неизвестных подробностях той спасательной операции, а также о помощи Божией и молитвах военных моряков.
В тот день, 4 августа, наше спасательное судно «Георгий Козьмин» вышло в район бухты Берёзовая, приблизительно в 75 километрах южнее Петропавловска-Камчатского. На борту у нас находился спасательный глубоководный аппарат АС-28 «Приз» (ошибочно называемый батискафом). Наша задача заключалась в обследовании и обслуживании специального оборудования, установленного на морском дне, при помощи АС-28.
В заданном районе команда «Георгия Козьмина» пожелала традиционные «семь футов под килем» исполняющему обязанности командира аппарата АС-28 капитан-лейтенанту Вячеславу Милашевскому, членам экипажа Анатолию Попову, Сергею Белозерову, Александру Уибину, Александру Иванову, Валерию Лепетюхе, а также представителю нижегородского судостроительного завода «Лазурит» Геннадию Болонину.
Обычно подобные операции продолжались около 4-х часов. Но в этот раз случилось непредвиденное. Около полудня с АС-28 по звукоподводной связи доложили, что аппарат на глубине 190 метров запутался в тросах от обрывков рыболовецкого трала и самостоятельно всплыть не может.
С помощью дистанционно управляемого необитаемого аппарата «Веном» началось обследование АС-28. На экране монитора мы увидели, что аппарат прочно оплетён тросами от рыболовецкого трала. Но при очередном погружении
«Веном» вышел из строя...
С 5 августа план спасения моряков начали разрабатывать российские и зарубежные военно-морские специалисты. А в храмах Камчатки верующие уже молились о спасении военных моряков. Верующие знали: что бы ни предпринимали спасатели, молитва – самое надёжное и верное средство спасения терпящих бедствие моряков, потому что молитву слышит Бог. Это доказала жизнь и нелёгкая служба людей на просторах морей и океанов.
Тяжёлые дни
Это были очень тяжёлые дни. С каждым днём шансы на спасение уменьшались, ведь все понимали – запасы воздуха на аппарате не безграничны. Расчёты показывали, что ребята могут продержаться трое, максимум четверо суток. И главное, что угнетало, – экипаж «Георгия Козьмина» не мог чем-то помочь своим товарищам. Оставалось только молиться...
Небесным покровителем российского флота является святой апостол Андрей Первозванный, недаром на кораблях ВМФ России поднят Андреевский флаг. Также среди моряков особо почитается архиепископ Мирликийский Николай
Чудотворец – к нему с молитвой в минуты смертельной опасности за покровительством обращаются отчаявшиеся души.
На судне в моей каюте самое видное место занимала икона святителя Николая. В те страшные августовские дни и ночи я горячо молился, обращаясь к Господу, Богородице и святителю Николаю. Молился о спасении моих товарищей.
Наш «Георгий Козьмин» теперь уже с американской командой продолжал стоять в базе, в готовности к немедленному выходу.
К вечеру субботы британцы доставили на Камчатку с базы «Ренфрю» (Шотландия) дистанционно управляемый аппарат «Super Scorpio 45». Британцы действовали оперативно – их команда была готова начать погружение утром в воскресенье. Англичане слово сдержали – рано утром их аппарат с другого нашего судна КИЛ-27 начал погружение. Затем пришла тревожная новость – английский аппарат вышел из строя. Мы приготовились к выходу, однако англичане вскоре ввели аппарат в строй и возобновили работу.
В 3 часа 05 минут «Скорпион» начал резку основного троса, удерживающего аппарат. К утру последний, шестой, трос был перерезан. Затем аппарат стали освобождать от рыболовной сети.
И вот наконец около полудня по корабельной трансляции объявили – «Вышли!!!». Радость описать не берусь. Кричали, свистели, обнимались все вместе – мы и американцы. Это было 7 августа – воскресенье. Вот уж действительно – воскресение!
Моряки целовали крест
В спасательной операции участвовали сотни верующих – они молились в храме святых Петра и Павла Петропавловска-Камчатского. Молились верующие моряки на кораблях, молились командиры. Что примечательно, когда жёны моряков батискафа АС-28 побывали на беседе у военных психологов, те предложили им… молиться Господу Иисусу Христу о спасении своих мужей! Какой правильный совет!
…Журналист «Российской газеты» Александр Смышляев в номере за 18 августа написал: «Когда настоятель Петропавловского храма протоиерей Ярослав Левко начал служить благодарственный молебен, взгляд моряков стал казаться всё более и более отрешённым. Что виделось и вспоминалось им в эти минуты?
– Сегодня воистину для вас особый день, – сказал отец Ярослав в напутственном слове. – Вы вернулись в ваши семьи. Ваш подвиг особый – служение Отечеству. И мы гордимся вами. За вас молилась вся Россия.
Моряки поочерёдно целовали крест и ставили свечи перед иконами. Их жёны и матери низко кланялись Богородице. А заместитель главного конструктора ЦКБ «Лазурит» Геннадий Болонин сказал, что днём своего рождения они будут считать 7 августа, когда аппарат всплыл.
«Почему Бог допустил?»
Но прошло время, и стало понятно всем: Бог для того попустил, чтобы исправить «положение дел», исправить те огрехи, просчёты и недостатки, которых всё ещё было немало в российском ВМФ.
Если для широкой общественности операция по спасению батискафа завершилась, то для моряков Тихоокеанского флота началась «работа над ошибками».
Серьёзный разговор о «причинах и следствии» состоялся в главном штабе российского ВМФ. В качестве основного рассматривался вопрос состояния и совершенствования системы поисково-спасательного обеспечения ВМФ. Был также проведён анализ спасательной операции АС-28, определены меры по устранению недостатков… На Тихоокеанском флоте начались перемены.
Вера и молитва
Командование понимало: в море-океане успех всякого дела определяют люди, а не техника, какой бы совершенной эта техника ни была. А у человека что главное? Его душа, его сердце! А что нужно сердцу и душе? Вера и молитва к Богу!
Так тяжёлое происшествие развернуло военных моряков к… Церкви.
Во время правления архиепископа Игнатия (Пологрудова) Камчатской епархией в ней была учреждена первая в российских военно-морских силах корабельная церковь в честь иконы Божией Матери «Порт-Артурская» – на корабле «Камчатка».
В сентябре 2003 года владыка Игнатий участвовал в подводном переходе из Приамурья на Камчатку в составе экипажа атомного подводного крейсера стратегического назначения К-433 «Святой Георгий Победоносец». Перед походом владыка прошёл необходимую подготовку и был включён в экипаж специальным приказом Главкома ВМФ. Во время перехода 20 моряков исповедались владыке в своих грехах, а 11 человек приняли святое крещение.
Ещё через несколько лет в структурах Тихоокеанского флота появилась должность помощника командира по работе с верующими. Иерей Олег Артемьев был назначен в Вилючинскую базу подводных лодок, а иерей Андрей Зырянов начал служение в Совгаванском морском районе в должности помощника командира.
В 2014 году на Камчатскую кафедру был назначен епископ Артемий (Снигур), в прошлом офицер Российской армии. В своём первом интервью владыка сказал местному журналисту такие слова: «Камчатка – особый регион России. Здесь базируется эскадра атомных подводных крейсеров стратегического назначения, Северо-Западное управление пограничных войск, а также сотни других частей. С учётом этого в епархии создан отдел по взаимодействию с вооружёнными силами и силовыми структурами. 5 священников этого отдела окормляют воинские части. Постоянно происходит освящение кораблей, Боевых Знамён. Епархия передала в дар экипажу одной из подводных лодок переносной иконостас. На пограничном сторожевом корабле «Орёл» была устроена и освящена часовня. С командующим войсками и силами Северо-Востока контр-адмиралом Лииной Виктором Николаевичем мы подписали Соглашение о сотрудничестве. Этот документ упрочил наши отношения, которые сложились за многие годы.
Не дано забыть
Осенью 2016 года я связался с экипажем АС-28, теперь уже, правда, бывшим экипажем. Расспросил ребят о подробностях, о том, что не попало в СМИ. Вот что рассказали мои товарищи:
Анатолий Попов:
– Воспитывался я в верующей семье, и сам я человек верующий. На всю жизнь запомнил слова мамы – Екатерины Михайловны: «Без Бога мы пропадём». Когда находились в аппарате под водой и выпадало свободное от вахты время, я обращался с молитвами к Господу и святому Николаю Угоднику. Потом узнал, что за меня также молились и мои близкие. Мама и папа все те дни горячо молились в храме святого апостола Андрея Первозванного. После тех событий вера моя укрепилась, и я часто обращаюсь к Богу с молитвами о помощи.
Александр Уибин:
– Я был некрещёным, но после тех событий вместе с дочкой Дарьей в 2009 году крестился в храме святых Петра и Павла.
Крестил нас отец Ярослав. На аппарате АС-28 в момент аварии икон не было. После аварии аппарат был направлен на модернизацию на завод «Красное Сормово». Хочу подчеркнуть, что модернизация была запланирована ещё до аварии.
После окончания модернизации меня назначили в состав нового экипажа, и мы прибыли на государственную приёмку в Нижний Новгород. Один из элементов государственных испытаний – «погружение» аппарата на километровую глубину в специальной камере на заводе. Испытание это опасное и ответственное. Перед «погружением» аппарат был освящён, и теперь на нём уже были иконы Господа, Богородицы и святителя Николая.
Александр Иванов:
– Сразу после аварии был период, примерно полгода, когда я «отходил». Не скрою – присутствовал и алкоголь. А через полгода понял: так жить нельзя. Пришло понимание – эта авария не случайная, люди на аппарате были не случайные, кэтому привела цепочка событий, где-то кто-то нагрешил. Но не случайно и спасение, потому что кто-то работал на наше спасение непосредственно, а кто-то помогал нам молитвою, и таких людей оказалось больше. Бог везде и во всём – Он вокруг нас и всё видит, и если ты относишься к окружающему тебя миру «по-свински», неважно, – к людям, к животным, к природе, – получаешь немедленную отдачу. Обидел человека – получи, обидел животное – получи, сломал дерево – получи. Бог помогает только тем людям, которые всем сердцем желают жить чисто и честно. Стараюсь именно так и жить.
И в завершение рассказа – несколько слов о себе. В 2011 году у меня обнаружили злокачественное образование. На операцию меня благословил протоиерей Василий Кочетков. Я сам врач, и я знал, что шансов у меня по статистике – 20 %.
Доктор Фуат Шамильевич Енгалычев провёл операцию блестяще. После операции прошло уже 9 лет. Я по-прежнему в строю – служу Родине и народу, стараюсь духовно расти. Значит, такова о мне воля Божия.
Слава Богу за всё!
Подготовил Олег Иванович БЕДУЛА,
полковник в отставке
