Архив: 
Предатели России – кто они? Гражданская война на Украине как следствие утраты русской идентичности.
В Круглом столе «Русского Дома» принимают участие:
Леонид Петрович РЕШЕТНИКОВ, директор Российского института стратегических исследований;
Галина Амировна ХИЗРИЕВА, старший научный сотрудник сектора исследований межнациональных и религиозных проблем Центра гуманитарных исследований РИСИ;
Олег Борисович НЕМЕНСКИЙ, ведущий научный сотрудник сектора европейских стран СНГ и Балтии Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья РИСИ;
Александр Николаевич КРУТОВ, главный редактор журнала «Русский Дом».
А.Н. Крутов: В XIX веке жил такой Владимир Печерин. Преподавал в Московском университете, потом бежал из России, как говорится, «из
 этой страны», приехал в Ирландию, где написал: «Как сладостно отчизну ненавидеть и жадно ждать её уничтожения!» Спрашивается: откуда берётся в людях такая ненависть к своей стране? Почему в России так много предателей? А как ещё назвать тех людей, которые считают Россию страной, которая никак не может выйти на цивилизованный путь? Они учат своих детей на Западе, они имеют там недвижимость. В одном только Лондоне сегодня проживает 300 тысяч людей из России. Кем их ещё можно назвать?
 этой страны», приехал в Ирландию, где написал: «Как сладостно отчизну ненавидеть и жадно ждать её уничтожения!» Спрашивается: откуда берётся в людях такая ненависть к своей стране? Почему в России так много предателей? А как ещё назвать тех людей, которые считают Россию страной, которая никак не может выйти на цивилизованный путь? Они учат своих детей на Западе, они имеют там недвижимость. В одном только Лондоне сегодня проживает 300 тысяч людей из России. Кем их ещё можно назвать?О.Б. Неменский: Эти люди сами себя предателями не считают. Они вполне русские по культуре, родились и выросли в России, но они отчуждены от русской идентичности и, соответственно, от любых
 форм патриотизма, обращённого к русской традиции. Например, классическая фраза: «Во мне столько кровей понамешано!» Далее такой человек рассуждает: «А раз я незнамо кто, то надо посмотреть, что мне ближе. Вот был я во Франции, мне понравилось, я там себя чувствовал явно лучше, чем в России. Значит, наверняка, мне ближе Франция». И всё, сломана идентичность, нарушено понятие о том, кто ты есть. Или тебе объясняют, что ты – украинец, притом, что для тебя родной язык русский, а никак не украинский. Но ты теперь будешь из чувства патриотизма к Украине сидеть и учить якобы для тебя родной украинский язык.
форм патриотизма, обращённого к русской традиции. Например, классическая фраза: «Во мне столько кровей понамешано!» Далее такой человек рассуждает: «А раз я незнамо кто, то надо посмотреть, что мне ближе. Вот был я во Франции, мне понравилось, я там себя чувствовал явно лучше, чем в России. Значит, наверняка, мне ближе Франция». И всё, сломана идентичность, нарушено понятие о том, кто ты есть. Или тебе объясняют, что ты – украинец, притом, что для тебя родной язык русский, а никак не украинский. Но ты теперь будешь из чувства патриотизма к Украине сидеть и учить якобы для тебя родной украинский язык.А.Н. Крутов: Вот смотрите: ХХ век, была гражданская война. Миллионы русских людей вынуждены были уехать за границу потому, что здесь они подлежали уничтожению. Можно их назвать предателями? Нет. Мы же говорим о людях, которые имеют всё – квартиру, дачу, машину, прекрасный заработок, – но считают, что Россия – это не та страна, в которой нужно жить. Вот вопрос: как к этим людям относиться?
Л.П. Решетников: Нужно понимать, что за последние 100 лет произошёл слом нашей национальной идентичности. И разговор не только о русском человеке. То же самое можно сказать и о татарине, или вот вместе с нами в Круглом столе принимает участие лачка. А в результате этого слома образуется пустота. Что для человека главное? Личный комфорт? Хорошая зарплата? А когда он этого не получает – проклята эта «Рашка»? Он отказывается от своей Родины, потому что
 не получает «красивой» жизни, как она ему представляется. Он приехал во Францию, зашёл в кафе, его там хорошо обслужили, он выпил чашечку кофе – вот это красота! Здесь хорошо, здесь можно карикатуру на пророка нарисовать или на Христа, и никто тебе ничего не сделает, здесь прекрасно. То есть у этих сломленных людей в наличии морально-нравственный вакуум. В этом вакууме нет Бога. В вакуум впихивается всё. А что всё? Только комфорт, только личное удовлетворение личных потребностей. Чем же нужно заполнять этот вакуум, чтобы человек не сломался? Верой, традицией, культурой, национальной идентичностью…
 не получает «красивой» жизни, как она ему представляется. Он приехал во Францию, зашёл в кафе, его там хорошо обслужили, он выпил чашечку кофе – вот это красота! Здесь хорошо, здесь можно карикатуру на пророка нарисовать или на Христа, и никто тебе ничего не сделает, здесь прекрасно. То есть у этих сломленных людей в наличии морально-нравственный вакуум. В этом вакууме нет Бога. В вакуум впихивается всё. А что всё? Только комфорт, только личное удовлетворение личных потребностей. Чем же нужно заполнять этот вакуум, чтобы человек не сломался? Верой, традицией, культурой, национальной идентичностью…А.Н. Крутов: Исторической памятью…
Л.П. Решетников: Да. И через всё это проявляется любовь к стране, в которой я живу. И никто не считает кровь. Вот это, кстати, огромное преступление большевиков – подсчёт крови. Один знакомый мне сказал: «Я не могу принять того, что вы говорите, потому что я на 1/16 еврей!» Я говорю: «Стоп! Такой национальности нет – на 1/16 татарин, на 1/16 еврей, на 1/16 русский. Есть национальность – русский, татарин, еврей».
А.Н. Крутов: Это такой пример человека обиженного – на мир, на семью, на родителей, на работу. Откуда возникает вот эта местечковая обиженность?
Л.П. Решетников: От пустоты.
Г.А. Хизриева: Я хочу вспомнить свои полевые исследования в начале 1990-х годов в Ингушетии. Очень много людей из Ингушетии
 во время известных событий уезжали в разные страны – во Францию, в Италию и т. д. Одним моим знакомым, к которым я приехала делать социологические опросы по религиозной проблематике, предложили поехать в Италию. И я спросила: «Что, ребята, поедете?» Они говорят: «Если мы туда уедем, то нас там будут использовать. Мы никогда там не станем своими. Поэтому мы, что бы ни случилось, будем оставаться здесь, в Ингушетии». Предательство – это такая штука, что человек не сразу понимает, во что он ввязался.
во время известных событий уезжали в разные страны – во Францию, в Италию и т. д. Одним моим знакомым, к которым я приехала делать социологические опросы по религиозной проблематике, предложили поехать в Италию. И я спросила: «Что, ребята, поедете?» Они говорят: «Если мы туда уедем, то нас там будут использовать. Мы никогда там не станем своими. Поэтому мы, что бы ни случилось, будем оставаться здесь, в Ингушетии». Предательство – это такая штука, что человек не сразу понимает, во что он ввязался.О.Б. Неменский: Есть ещё и цивилизационная идентичность. И в ней тоже всё нехорошо. Мы – наследники византийской цивилизации. Но она, к сожалению, находится в расколотом состоянии. У нас связей с другими православными странами, с той же Грецией, гораздо меньше, чем с Германией. Мы живём, скорее, как часть западноевропейской культуры, по крайней мере, на интеллектуальном уровне. Вот это и есть раскол, расхождение между нашим духовным существованием и интеллектуальным. Если человек интеллектуально впитал в себя западную культуру, что естественно для любого образованного человека в России уже много сотен лет, то он вместе с этим впитывает и западный взгляд на Россию. А если ты ещё и оторван от русской идентичности, если ты не очень-то чувствуешь себя привязанным к родной земле, то возникает какая-то обида: ну что же я живу в такой стране, которая никак не станет нормальной? Мы расколоты и отчуждены от своего цивилизационного кода, интеллектуально связаны с чужой традицией, и на многих это действует очень болезненно.
Г.А. Хизриева: За мной нет расколотой византийской традиции, я человек другого культурного кода. Для кавказцев любовь к своей земле, к своей Родине – естественна. Но самое главное – любовь к свободе. И мне совершенно непонятно, как можно сегодня не бороться за свою цивилизацию, за свою культуру, за свою религию, а вместо этого комплексовать страданиями многовековой давности.
Л.П. Решетников: Потому что Кавказ не подвергся такому западному влиянию. Почему арабы и вообще мусульмане так восстали против Запада? Они объявляют Западу войну, потому что Запад меняет мозги.
О.Б. Неменский: К тому же у кавказских народов и у русского разные элиты. У русского – по сути дела – колониальные элиты, то есть те, которые отделяют себя от народа. Где даже слово «народ» означает именно «простонародье». Верхушка элиты чувствует себя скорее частью другой цивилизации, западной, и осознает Россию как некую колониальную территорию.
Г.А. Хизриева: Гражданская война, а затем и весь XX век были периодом слома не только русского национального, но и имперского самосознания. Это трагедия для всех народов, населявших империю, которые считали её своей Родиной. Как недавно отметил Рамзан Кадыров: «Я – русский чеченец, русский человек чеченского происхождения». Что он этим хотел сказать? Этот путь мы выбрали уже второй раз за свою историю отношений с Россией. Первый раз это случилось, когда имам Шамиль дал своё завещание не ссориться с Россией, потому что Россия – это Родина, а Турция и Ближний Восток – это миграция, это ад. И второй раз – это был выбор Кадырова, который тоже подтверждён выбором всего Кавказа.
А.Н. Крутов: Если смотреть исторически на проблему предательства, то можно увидеть, что это происходит всегда, когда человек отходит от Бога и отходит от государства. Тогда для него родная земля становится просто средой обитания. Я обратил внимание на то, что учёные и эксперты, которые делают анализ того или иного явления в стране и мире, на 99 процентов неверующие люди.
Л.П. Решетников: Нацисты и либералы. Казалось бы, несовместимые вещи. А оценка одинаковая.
О.Б. Неменский: Корни и тех, и других – в западной идеологии. На самом деле они выращены в одной культурно-интеллектуальной среде.
Л.П. Решетников: Конечно, нацисты и либералы – это один корень, как и марксизм.
А.Н. Крутов: Интересно, что, как только Россия заявляет о том, что она вступает на путь обретения цивилизационной идентичности, сразу же проявляются эти люди и выплёскивают эту мерзость на поверхность.
Л.П. Решетников: Так было всегда. Но, знаете, в этом есть и позитив. Происходит очищение нации, очищение народа. Пена всплывает, потом снимается, и уже суп получается чистым. Пен было много: либералы до революции, затем большевики, в последующем многие деятели советского строя, потом опять либералы, которые пришли к власти в 90-х годах, и т. д. Это всё разные виды примерно одного и того же.
А.Н. Крутов: Сейчас Россия входит в довольно тяжёлое время. Поэтому от каждого из нас требуется собраться, не ныть, не стонать, а именно работать. Как вы думаете, эта тяжёлая ситуация в России кого больше выдвинет на поверхность? Тех людей, которые смотрят с оптимизмом, верят в Россию и делают всё для того, чтобы Россия обрела себя как могучее сильное государство, дающее пример многим? Или, наоборот, тех, которые ориентированы на Запад?
Л.П. Решетников: Мы не погибнем, как думают некоторые… не знаю, как называть этих людей – товарищи или господа? Они, конечно, побегут, они готовы и сейчас бежать, только некуда.
О.Б. Неменский: Это повод ещё сильнее ненавидеть Россию, из неё не убежишь никуда.
Л.П. Решетников: Я думаю, что всё-таки большинство наших людей верит в Россию. Может быть, эта любовь была надломлена, но сейчас она выпрямляется. Я согласен с Галиной Амировной, что эту веру, это отношение к России демонстрирует прежде всего Рамзан Кадыров. И я снимаю перед ним шляпу. Это показатель того, что какая-то часть населения воспринимает Россию не как чисто национальный, а уже как имперский проект. Самая главная задача, которая стоит перед русскими, – осознать свою миссию. Как только мы это осознаем, все наши проблемы будут решены, и не только на Кавказе.
Г.А. Хизриева: Леонид Петрович, я хочу напомнить вам нашу работу в Крыму. В Крыму русские люди ощущают себя более русскими, чем в России. Вы знаете о том, что сегодня русские себя отделяют от русскоязычных? Я в своих полевых исследованиях, в том числе и недавно в Харькове, слышала от многих людей: «Мы не русскоязычные, мы – русские».
Л.П. Решетников: Это процесс, который на востоке Украины идёт полным ходом. То же самое, как россиянами называют представителей нацменьшинств. Такие перемены в идентичности надо чутко улавливать и направлять. К сожалению, серьёзной политики в национальном вопросе у нас не ведётся. Ну, а в заключение я хочу сказать, что нас не должно смущать количество этой пены и предательства. Нас сто лет ломали. Конечно, будет мощное нападение. Конечно, нас будут пытаться дискредитировать, разогнать. Но по-другому и быть не может. И мы должны это чётко понимать.
А.Н. Крутов: Но победа будет за нами.
Л.П. Решетников: Никто и не сомневается в этом!
