В жизни каждого человека бывают решающие «развилки». Где-то надо было обернуться к любимой женщине. Где-то надо было согласиться на синицу в руках. Где-то надо было отказаться от похода с дурной компанией в сомнительное заведение в пятницу вечером или не садиться за руль выпивши…
Некоторые человеческие «развилки» можно пережить. А некоторые имеют эффект фатальный. Человеку может показаться, что его выбор – только его, и ничей больше. Но человек не сферический конь в вакууме. Его выбор – это всегда небольшая часть выбора всего общества.
Общество подобно огромной снежной массе, лежащей на склоне холма. Долгое время оно может пребывать в покое, накапливать массу. Но под кажущимся нерушимым снежным спокойствием идут процессы. Иногда эти процессы ни к чему не приводят. Подтаяло, подсыпало, подледенело. А иногда всего одна или несколько снежинок обрушивают всю эту массу снега, и она превращается в огромную неуправляемую лавину. Она катится под откос и уничтожает всё живое и самоё себя.
Дело в том, что цепочка индивидуальных человеческих выборов всегда связана с единым целым – со всем обществом. Некоторые решения не колеблют эту огромную массу, а иные могут превратить общество в лавину.
Иногда по стечению обстоятельств или по злому умыслу люди становятся перед страшным выбором. Где-то индивидуально, где-то отдельным коллективом – сообществом. Иногда – всей страной.
В зависимости от того, какой выбор делают эти люди, часто определяется будущее всего общества, народа и нации на многие поколения вперёд. Потому как в результате положительной или отрицательной коллективной психической мутации всё общество проходит точку невозврата.
Я приведу два примера такого выбора. Один характеризует положительный выбор, связанный со смертью, определивший жизнь наших предков на многие поколения вперёд. А второй – отрицательный, связанный с жизнью, определяющий уже нашу с вами явь.
По историческому преданию, когда Батый потребовал от рязанцев дань, они ответили ему: «Когда нас всех не будет, то всё потом ваше будет. Деды и отцы наши дани никому не давали и в рабах ни у кого не бывали, умирали за свою честь и отечество. Так и мы хотим честь свою оружием или смертью сохранить».
Рязань превратилась в пепелище. Монголы истребили и вырезали всех, включая грудных детей. Купец и военачальник Евпатий Коловрат, вернувшись и обнаружив пепелище, с полутора тысячами ратников догнал Батыево войско и преследовал его, постоянно навязывая многократно превосходящему противнику бой. Якобы Батый «спросил» у Коловрата, чего он хочет, тот ответил: «Только умереть». В бою с войском Батыя погиб почти весь отряд Коловрата и сам полководец, который в битве рассекал монголов до седла. Казалось бы, ну что хорошего? Рязань отказалась кланяться – сгорела дотла. Коловрат отказался ждать и прощать обиду, и погиб вместе со всем войском.
Однако сожжение Рязани дало монголам серьёзный урок, а урон, который нанёс Батыеву войску Коловрат, был огромен. Это была прививка, которую русские первый раз ввели под кожу завоевателя. И прививка эта гласила: мы не слабее вас, смерти не боимся, будем умирать, но победа ваша будет стоить дороже поражения.
Так, спустя многие годы, Русь раз и навсегда избавилась от монголов, одолев их в решающей битве на Куликовом поле. И где сейчас Великая Монголия? Нигде. Упала и раздавлена Русью. Которая и спустя множество веков живёт и порой здравствует. Так индивидуальный и коллективный выбор одного сообщества определил во многом развитие целых цивилизаций и народов.
А теперь иной пример – уже из нашего времени. Из «счастливой» поры коллективизации и утверждения большевизма.
В уже далёком 1933 году зимой в село пришли продотряды. У жителей изымали всё, что было в доме. На улице мороз -20. Тех, кто пытался сберечь хоть шелуху от зерна, выгоняли на улицу всей семьёй – без права вернуться в дом. Мужики, старики, бабы с малыми и грудными детьми пытались греться на сельских улицах, разводили костры,
кто-то прятал детей в хлев, чтобы те пережили холодную ночь. Многие до рассвета не дотянули. Те, кто остался в домах, не могли пустить родных и односельчан под угрозой аналогичной меры. Молча смотрели в окна, на их глазах замерзали братья, кумовья и друзья. Именно в этот момент и произошла деволюция русского народа. И каждый может поставить себя в ситуацию, где он будет в тепле, а брат с семьёй на морозе. Пустишь – с великой вероятностью умрёшь. Не пустишь – как-то выживешь.
От того, какое решение принимали люди в том селе, зависело, кем они и все их потомки станут. И те, кто сделал тогда нравственный выбор в пользу исключительно своей жизни, на самом деле выбрали смерть. Для себя, для села, для народа. Духовную смерть, после которой всё человеческое в них сгнило без возврата на многие поколения вперёд.
…Когда жену и детей генерала Каппеля взяли в заложники красные, он сказал: «Убивайте, мы рады умереть за Россию!». Поразительно, но и жена, и дети Каппеля остались живы и пережили СССР, а вот те, кто пошёл на шантаж, стёрты из истории.
Алексей Алексеевич ЖИВОВ